Содержание
Рынок мобильных приложений – сфера перспективная, но высококонкурентная. Только каждый десятый проект на этом рынке добивается финансового успеха. Люди пользуются смартфонами чаще, но в то же время растет число мобильных приложений и разработчиков, которые эти приложения создают.
Как же сделать мобильный стартап, который действительно принесет доход, как создаются приложения, которые приносят прибыль? Попробует ответить на эти вопросы, проанализировав настоящее положение на рынки, а также распространенные ошибки, которые делают разработчики.
Золотая эпоха игр
В период с 2008 по 2012 годы прибыль большей части создателей приложений состояла из утилит и мобильных игр. Разработчики следили за наиболее успешными играми в европейских и американских магазинах приложений, а затем просто копировали их и локализовали для определенного рынка.
Разработчику оставалось время от времени делать обновления и заботится о рекламе. Приложение оказывалось наверху списка “Новых приложений”. Приложение набирало в самом начале достаточное количество новых пользователей и постепенно наращивало прибыль. Создатели приложений в это время получали неплохие доходы за месяц (около 30-80 тысяч рублей) при относительно небольших стартовых вложениях (50-150 тысяч).
Но “золотая” эпоха продлилась недолго. Появилось слишком много разработчиков, которые увидели перспективность этого рынка. Уже в 2014 году в один день выходило 250 игр в Google Play. Продвигать свое приложение через список “Новых приложений” как раньше уже стало невозможно.
Игровым рынком заинтересовались издатели. Они стали предлагать разработчикам финансовую помощь, начали инвестировать в них деньги. Но в обмен на помощь разработчик обязывался делиться с издателем частью прибыли. Издатели выбирали только лучшие проекты и лучших разработчиков. Обязанностью разработчика было создание качественного проекта, а обязанностью издателя – финансовая помощь, раскрутка и продвижение приложения. Если проект оказывается прибыльным, то прибыль делилась примерно в таком соотношении: 40 процентов разработчику и 60 процентов издателю. Эта схема действует и по сей день. Создание мобильных приложений сегодня часто требует помощи издателя.
Сегодня российские создатели игр пытаются заработать денег, копируя успешные западные образцы, при этом тщательно не анализируя рынок. Но такой метод уже не работает. Важна правильная оценка рынка: на какие проекты есть спрос, а какие будут не интересны пользователям, какие тренды сегодня действуют, чего хотят большинство пользователей.
Важно не только само приложение, но и его реклама, продвижение. Без грамотной рекламы даже о хорошем приложении просто никто не узнает.
Как создавать приложения сегодня
Время, когда механическое копирование приносило прибыль, прошло. Теперь подходить к разработке нужно тщательно и вдумчиво. Прежде всего следует хорошо проанализировать нишу, для которой вы собираетесь создавать приложение. Нужно узнать, какие успешные приложения были в этой нише и почему они стали успешными, подумать, что нового можно внести в эту нишу. Стоимость разработки приложения для ios и android большая, поэтому начинать ее наобум не стоит.
Следующий этап – разработка маркетинговой стратегии. Это создание идей, подготовка гипотез, плана. После этого нужно создать техническое задание. Оно включает в себя описание функциональности будущего приложения. Нужно разработать дизайн и MVP версию проекта. Это один самых дорогостоящих пунктов в разработке. MVP представляет собой пилотную версию приложения с минимальным базовым функционалом. MVP нужна, чтобы протестировать приложение заранее, понять его сильные и слабые стороны, вовремя подкорректировать проект.
Многие разработчики сегодня прибегают к мягкому запуску. Создание приложений для ios и android часто осуществляется с мягким запуском. Он позволяет проверить работоспособность проекта на разных аудиториях до большого релиза. Затем следует полная доработка приложения до максимально отполированного вида. Все ошибки и недочеты, которые были замечены на стадии мягкого запуска, должны быть исправлены. Но работа над приложением не прекращается и после выхода. Проект нужно регулярно обновлять, исправляя баги, внося новые возможности и функции.
Начинать полноценно разрабатывать приложение следует только после проверки гипотезы. Стоит отметить, что разработка – это не главная часть затрат на приложение. Довольно много денег и времени уходит на его продвижение. Чтобы о проекте узнали, его нужно активно рекламировать: покупать контекстную рекламу, продвигать в социальных сетях, сотрудничать с блогерами и СМИ.
Распространенные ошибки разработчиков
Попытаемся перечислить основные причины, из-за которых мобильные приложения проваливаются и не дают своим разработчикам прибыль.
Хорошее приложение должно решать определенную задачу пользователя. Часто девелоперы делают приложение, задача которого уже давно решена другими проектами, либо же приложение, задача которого не актуальна и не интересна для пользователей.
Разработчики часто пренебрегают гипотезой. А без цифр и клиентов, на основе которых построить приблизительную модель развития, трудно размышлять о рисках. Стоимость разработки приложения немалая, важно вкладывать деньги разумно.
Девелоперы стараются запихнуть в приложение как можно больше функций, считая, что пользователю это обязательно понравится. Но это заблуждение. Успех проект зависит не от количества функций, а от качества реализации тех функций, которые в нем есть.
Большинство приложений сегодня построены на условно-бесплатной модели. То есть, пользователь может скачать приложение бесплатно, но, чтобы получить определенные внутриигровые предметы, открыть дополнительные функционал, нужно будет заплатить. Не так легко придерживаться баланса: система покупок не должна давать платящим игрокам сильное преимущество над теми, кто не делает донаты (актуально для многопользовательских игр). Но в то же время у пользователя должен быть мотив, чтобы вкладывать в игру деньги. Многие разработчики в погоне за прибылью делают слишком навязчивую систему монетизации, что напротив, отворачивает пользователей от проекта.
Выводы
Сегодня на рынке мобильных приложений присутствует немалая конкуренция. В отличие от относительно недавних времен, копирование успешных западных проектов не дает результата. Чтобы достичь успеха сейчас, важно заручиться поддержкой издателя. Главное условие прибыльного приложения – прежде всего его качество. Приложение должно решать определенную задачу пользователя, быть ему полезным. Не стоит забывать и о рекламе – ведь во много успех проекта зависит именно от нее.
С уважением, Настя Чехова
Маркетолог