Содержание
Уникальность - штука весьма сомнительная, но наперекор здравому смыслу, этот термин прочно вошел в наш обиход. Это довольно абстрактное и некорректное понятие, поскольку одинаковая идея может родиться у нескольких человек одновременно, без всякого намеренного умысла.
На сегодняшний день область современного дизайна уже настолько изъезжена вдоль и поперек, что сотворить что-то абсолютно новое практически невозможно. Первая причина - это ограничение для всех в одинаковых технических возможностях. Второе - психологические аспекты, использованные для восприятия языка картинок, едины для всех.
Статистика за 2019 год свидетельствует о том, что треть всемирных брендов выбрали синий цвет для своих логотипов, а остальные пользуются шрифтами без засечек. Это называется тенденцией, которую они никогда не променяют на буро-малиновую типографию.
Дизайнерское дело - это прикладная область, которой необходима категоризация и упрощение, а уникальность отодвигается на второй план. Но, при этом каждый бренд хочет иметь свой фирменный стиль, который по сути и будет уникальным решением.
Вообще, дизайн - настолько скользкая область, в которой воплощают свои идеи все те, кому нужно скопировать что-то у других и те, которые, наоборот, не хотят быть скопированными.
Проверить текст на уникальность можно, но вот патент на какую-то геометрическую фигуру или на цвет оттенка из палитры не выдают никому. Именно поэтому обвинить в плагиате фирменного стиля невозможно, хотя случаев предостаточно.
Как же сотворить что-то уникальное
Существуют некие кейсы эксцентричного дизайна, но их используют в редких случаях - таким новаторством можно не только привлечь, но и оттолкнуть публику. Не каждая компания хочет сильно выделяться, большинство из них ищут баланс, чтобы суметь выделиться, но не сильно.
Для этого они жертвуют эстетикой минимализма, стараются раздобыть интересные технологические новинки быстрее конкурентов и трансформируют сторителлинг в визуальное полотно.
Детализирование
Аксиома из дизайнерских кругов гласит - лаконичность идеальна для любого случая. В подтверждение этому можно указать на круглый красный логотип Pepsi, или фирменное яблоко Apple, или еще какую-нибудь эмблему известной мировой корпорации. Но такие тенденции не для малого бизнеса, поэтому многие компании отдают предпочтение детализации знаков.
Возможно в таких вариантах и слишком много тонких линий, и сложная форма, и не хватает света, но часто бывает так, что такие сложные логотипы оправдывают себя. Нужно же как-то выделяться новому бизнесу.
Представить только, какие суммы потратили гигантские компании на то, чтобы их запомнили. Маленькие фирмы не смогут вещать свою рекламу изо всех щелей, поэтому опасность того, что их не запомнят и не узнают, реальна.
Единственный способ зацепиться за глаз своей целевой аудитории - это придумать какую-нибудь диковинку.
Именно поэтому, малый бизнес использует что-то уникальное, и часто в ущерб эстетике. Если его логотип будет хоть немного схож со знаком крупной компании или уже известного заведения, то запоминание у клиентов сработает в пользу последних.
Графика
Один из распространенных вариантов достижения уникальности с помощью различных деталей - это создать говорящий логотип, который будет демонстрировать деятельность компании. Это аналог английского метода descriptive logo, то есть, описательный логотип. Этим способом пользуются и крупные и мелкие компании.
Данные Гарвардского университета говорят о том, что такие демонстративные логотипы, которые указываю на сферу деятельности, предприниматели используют в 40%. Эта информация повлияла на начало исследований, которые выявили позитивное действие таких говорящих логотипов на желание купить продукцию.
Негативная корреляция была выявлена у тех брендов, которые работают в таких сферах, как похоронная или производство репеллентов.
Обрисованная в логотипе история, оправдывает детализацию - это отличный шанс для отхождения от стереотипных квадратиков, треугольников и кругов. Но, при этом, не нужно вдаваться в другую крайность - использовать всякие рамочки, завитушки и линии в форме зверюшек.
В фирменном знаке можно представить продукцию или услуги в любых ракурсах, лишь бы дизайнеру хватило фантазии и творчества.
С такими уникальными знаками риск того, что он совпадет с соседским, минимален.
Цветовая контрастность
Отсоединиться от конкурентов можно с помощью выбора цветовой гаммы, используемых на логотипе, фона и элементов. К примеру, появление на полках магазинов белой крутящейся упаковки сока Rich поразило всех.
Поскольку в то время чуть ли не единственным цветом для оформления соков был зеленый. Открытые источники утверждают, что эксперимент производителей Rich стал настолько успешным, что занял больше 3% доли рынка, получив при этом, множество наград.
Удачные разработки быстро копируют и сегодня у нас есть множество светлых и цветных решений от других брендов. Но Rich не остановились и экспериментировали дальше - придумывали прозрачные бутылки, графику на белом фоне, цветные полоски, но этот дизайн уже не обладал такими кардинальными отличиями.
Глаз человека, в первую очередь схватывает цвет, поэтому продукт с непривычным ярким пятном всегда не похож на остальных. Но, стоит понимать, что цвет работает только при сравнении и на сегодняшний день впечатлить потребителя какими-то цветовыми фантазиями намного сложнее, чем раньше.
Наверняка уже кто-то из конкурентов перепробовать все цвета радуги в своих брендовых знаках.
Хотя это не повод останавливаться, например, восточные компании производят продукцию в ярких баночках, которые на фоне аристократической бледности и лаконичности европейских упаковок, видны издалека и выгодно выделяются.
Дизайн азиатских изготовителей всегда какой-то чудный и пестрый, но это не мешает странным цветным пачкам восприниматься на “ура”, так как они уже давно стали стал отличительным маркером косметики из Кореи. И этим они защищена от заимствований, ведь вряд ли какой-то потребитель оценит чье-то подражание и купит непонятный товар.
Прогрессивные технологии
В интернет маркетинге активно используется трехмерная графика, дополненная реальность и моушн-дизайн. Стремительное развитие технологий не дает даже шанса на то, что разработанный анимированный логотип станет единственным и неповторимым, но опередить конкурентов, став одним из первых, можно попытаться. А пока аудитории не осточертело новшество, нужно стараться успеть ее впечатлить.
С развитием соцсетей, интернет-порталов и различных приложений в повседневную жизнь вошла и динамическая графика - реклама в интернете работает уже не так, как прежде. По рекламным носителям уже можно вращаться, двигаться, перетекать. У нас в стране анимационным дизайном пока занимаются неформальные и молодежные бренды, но на мировом поле такими решениями не брезгуют даже серьезные учреждения - учебные заведения, музеи, галереи.
Анимированные логотипы исторических музеев действительно завлекают. 3D-графика также может быть использована для альтернативных вариантов рекламы. Трехмерные изображения делают ее свежей и необычной.
Дополненная реальность - это то, что позволяет брендам выделиться среди конкурирующих фирм. Это могут быть мобильные приложения с практической выгодой - виртуальный подбор мебели в дом или опробование косметики. Но наиболее распространенным использованием интерактивов стали развлекательные сферы.
Все эти технологии пока еще не получили такого широкого распространения из-за своей недешевой стоимости, хотя эти затраты оправдаются сразу же, обеспечив массу возможностей для креатива.
Такие дорогие решения вряд ли станут защитой от плагиата, поскольку сфера дизайна - это не та область, где можно защититься от случайного или намеренного заимствования.
Может авторство - это фольклор?
Некоторые бренды пользуются типовыми решениями, некоторые разрабатывают свои уникальные проекты, некоторые - заимствуют решения у других, так и балансируется маркетинговый мир. Проще всего мировым гигантам - они позволяют себе самый простой дизайн и не боятся путаницы.
Наше внутреннее культурное поле может создать такую среду, где случайное заимствование - частое событие, поэтому доказательств плагиата, наверное, не существует. Наши люди все одинаково мыслят, воспринимают форму и цвет, относятся к каким-то событиям и т.д.
Это называется когнитивный багаж - он общий для определенной социальной группы и специфичный - для другой. Такой коллективный багаж знаний всегда далек от уникальности. Большая доля заимствований не известна пользователям. Они воспринимают каждое дизайнерское решение в одном ракурсе.
Есть даже такие методы, когда дизайнеры намеренно пролистывают множество чужих работ, развивая насмотренность. Рядовые пользователи этим не занимаются, более того, таргетинги выяснили, что один человек взаимодействует с небольшим количеством компаний.
Современные бренды изо всех сил стараются изобрести что-то уникальное, неповторимое и масштабное, а рамки мобильных сетей делают эту задачу вполне реальной.